Сием Рип

Cием Рип сегодня — самый главный центр туризма в стране. Связано это, естественно, с тем, что рядом с Сием Рипом расположен открытый лишь в XIX веке древний город Ангкор с крупнейшим в мире храмовым комплексом Ангкор-Ват. Ежегодно в Сием Рип приезжает примерно 2 миллиона туристов, желающих увидеть своими глазами одно из неофициальных чудес света, из-за чего город стремительно (по камбоджийским меркам) развивается — строятся новые отели, рестораны и т. д. Кроме того, Сием Рип, в отличие от остальных городов страны, не пострадал во времена Красных кхмеров. Сием Рип может быть интересен и сам по себе — здесь замечательно сочетаются колониальная и кхмерская архитектура, а также более современные здания.
В 1112 году правителем Камбоджи стал Сурьяварман II, Король Солнца. Согласно легенде, он мог заставить распуститься бутоны лотоса и сделать все вокруг процветающим. Во время его правления Камбоджа стала самой великой державой Юго-Восточной Азии, а Ангкор достиг высшей точки развития в истории своей архитектуры. Именно в этот период и был построен Ангкор Ват. Это самое известное сооружение в этом древнем городе. Этот храм построен во время второго периода Ангкора и посвящен богу Вишну, поскольку в то время на территории Империи кхмеров преобладал индуизм. Поэтому король приказал построить храм в честь Вишну, одного из трех верховных богов индуизма. Вишну поддерживает циклическое существование Вселенной. Согласно легенде, Вишну засыпает, лежа на гигантском змее, свернувшемся кольцами, который плывет по волнам вселенского океана. Сон Вишну равен одному циклу Вселенной или 4,5 миллиардам человеческих лет. Когда Вишну пробуждается, из его живота вырастает лотос, из цветка лотоса появляется Брахма и начинает создавать мир. А в конце цикла бог разрушения Шива уничтожает этот мир. Вишну будет поочередно засыпать и просыпаться, а Вселенная - создаваться и разрушаться в бесконечном цикле.
Ангкор Ват сложен из больших каменных блоков прямо на поверхности земли. Для постройки 1500 колонн использовано более 30 млрд тонн камня. Большинство каменных блоков весит по 500 кг каждый, а самые большие весят по 10 тонн. В процессе строительства не использовался цемент или другие скрепляющие материалы, однако каменные элементы настолько точно подогнаны друг к другу, что отклонение по высоте между стенами минимально.
Ангкор Ват представляет собой гигантский символ. Согласно индуистским представлениям об устройстве мира, центром мироздания является гора Меру, возвышающаяся посреди океана. Это место, где живут все боги и богини. Меру окружена четырьмя храмами поменьше, солнце и луна вращаются вокруг горы, а у ее подножия простирается бесконечный океан. Ангкор Ват построен в соответствии с этими представлениями, путем использования абстрактных геометрических форм. Ангкор Ват является самым большим религиозным сооружением в мире. Он строился 89 лет, в реализации проекта участвовало 150 млн человек. К моменту окончания строительства Сурьяварман II давно умер, так и не увидев итог работы.


Ангкор Ват можно условно разделить на 3 уровня, которые представляют собой низший мир, мир людей и небесный мир. Каждый из миров нашел свое отражение в архитектуре Ангкор Вата. Первый уровень опоясан коридором, стены которого украшены изящными барельефами. В центре строения находится святилище. Перепад высот между алтарями святилищ составляет 10 метров. Самый высокий алтарь находится на высоте 65 метров. Это вершина святилища, здесь находится 5 каменных пагод, центральная возвышается над остальными. Она символизирует центр небесного мира. Концепция трех миров представлена не только в архитектурном решении Ангкор Вата, но и более ясно изображена на барельефах, которые украшают стены коридоров. На первом уровне стена словно длинный свиток раскрывает нам духовный мир кхмеров. На ней вырезаны сцены из повседневной жизни кхмеров, а также сцены из различных легенд индуистской мифологии. Восточная часть стены изображает легенду о напитке бессмертия - амрите. Боги и демоны асуры заключили перемирие, чтобы добыть волшебный напиток. Для этого они обернули повелителя нагов гигантского змея Васуки вокруг горы Меру и стали поочередно тянуть его, взбивая таким образом молочный океан. Процесс взбивания длился более тысячи лет, из вод океана появилась луна, за ней появилась богиня красоты и счастья Лакшми, ставшая супругой Вишну, божество вина и хмеля Сура, чудесный белый конь и наконец бог врачевания с чашей амриты в руках.

На северной стене изображена битва Вишну с небесным дьяволом. Половина западной стены посвящена индуистскому эпосу Рамаяна, а вторая половина иллюстрирует Махабхарату. На южной стене изображены сцены столкновения кхмеров с захватчиками, поскольку дельта реки Меконг всегда была предметом посягательств.
Двигаясь вдоль стен, можно наблюдать, как совершенствовалась техника резьбы. Длина каждой стены почти 800 метров, для осмотра необходимо от 2-х до 4-х часов. Барельефы рассказывают нам о великой и блистательной цивилизации, навечно сохраняя сюжеты из ее жизни. Еще одна стена с барельефами окружает храм Байон. Тематика посвящена повседневной жизни кхмерского народа: люди идут на рынок, готовят пищу, охотятся, лечат болезни, танцуют и поют, поклоняются богам. Всего насчитывается около 11 тысяч изображений людей.
Наиболее хорошо в Ангкор Вате сохранились барельефы на стенах и колоннах. В основном на них изображены небесные девы апсары, их позы прекрасны и сказочны, они словно плывут на цветах лотоса, невозмутимо и величественно. Удивляет разнообразие причесок, которые украшают головы апсар. Их насчитывается 36 различных стилей.


Внимательное изучение этих изображений и описаний, оставленных Джудогоаном, позволяет воссоздать ясную картину древнего Ангкора. Согласно наблюдениям Джудогоана, дома короля, чиновников и богатых людей были постройками на деревянных сваях, а то и просто покрытыми соломой хижинами. Хотя король носил золотые и серебряные украшения, он ходил босиком, как и другие люди. Что касается обычных людей, в их домах не было столов, стульев и посуды. Они готовили пищу в сделанных в земле углублениях, а вместо тарелок использовали скорлупу кокосов или листья деревьев. Они ели руками, и спали на циновках, брошенных на землю. Таков был нехитрый быт древних жителей и строителей Ангкора. Шли века, эти люди умерли, остались только созданные из камня святилища и храмы. В результате сложных археологических раскопок не удалось обнаружить никаких следов того, что в этой области жили люди. Было найдено лишь небольшое количество предметов бытовой утвари. Некоторые представители западной цивилизации даже сомневаются, что Ангкор был построен камбоджийцами. Возникает ощущение, что все, что мы видим, появилось неизвестно откуда. Но они ошибаются. Собранные в течение длительного времени научные доказательства подтверждают, что великий Ангкор был построен предками камбоджийцев. Джордж Куркис, специалист по Камбодже из Франции, несколько лет проводил сравнение лиц камбоджийцев с лицами, высеченными на стенах древнего Ангкора, и сделал вывод, что между ними существует физиологическое сходство.



Строительство Ангкор Тома было начато в 889 году по приказу Ясавармана первого. Последующие короли также возвели большое количество зданий в этом городе. Два столетия спустя, когда Суяварман второй решил построить Ангкор Ват, для него не нашлось места в границах Ангкор Тома, и храм был вынесен за пределы города. Сегодня от большинства строений не осталось ничего, кроме фундаментов и груды разбитых камней. Но многим храма удалось сохраниться, в том числе одному из самых известных - Байону, расположенному в центральной части города. В кхмерском языке слово "том" означает "большой". Во время правления Джаявармана седьмого Ангкор Том уже был большим городом, а его население достигало миллиона человек. Совершив прогулку по древним руинам, вы обязательно проникнитесь духом этого места. Аккуратно расположенные строения являются шедеврами архитектуры, хотя многие из них уже превратились в развалины. Здесь осталась только одна форма времени, и она называется Вечность.


Джаяварман седьмой был еще одним королем великом империи кхмеров. В отличие от предшественников, он исповедовал не индуизм, а буддизм-махаяну. Во время его сорокалетнего правления, страна стала самой могущественной империей Юго-Восточной Азии. Он расширил границы старого Ангкор Тома и приказал построить множество великолепных храмов. Знаменитая на весь мир камбоджийская улыбка - все четыре душевные состояния: сострадание, скорбь, радость и невозмутимость одновременно читаются на одном лице. Храм Байон напоминает лабиринт из множества зеркал, в которых отражаются исполинские головы. Эти огромные каменные изваяния расположены близко друг к другу, как распускающиеся бутоны лотоса. Они улыбаются друг другу, как-будто зачаровано смотрят на свое отражение в зеркале, лишь изредка поглядывая на маленьких людей внизу. Байон построен в форме квадрата, каждая из сторон которого имеет длину 80 метров. Главная пагода расположена в центре и имеет высоту 43 метра. Всего в храме 54 больших пагоды разной высоты. Каждую пагоду венчает 4 каменных лица, обращенные в четыре стороны света. Предполагалось, что все эти 216 гигантских барельефа будут изображать Аванатихишвару, но многие считают, что это лицо Джаявармана седьмого. Днем каменные лики выглядят одинаково, но когда настает ночь, под волшебным светом луны выражение их лиц начинает таинственным образом меняться. Скульпторы, создавшие это удивительное чудо, остались неизвестными. Первые лучи солнца, щебетание птиц на фоне пения монахов создают неповторимую атмосферу раннего утра на берегах Меконга.
В 25 км к северо-востоку от Ангкор Тома находится дворец королевы Банта Шри, знаменитый своей изящной резьбой. Он был построен в 967 году по приказу короля Джаявармана 5го. Однако строился храм не в честь королевы, местные жители назвали его так потому, что на барельефах изображено множество богинь и апсар. Но на самом деле храм посвящен богу Шиве. Построенный во время второго периода строения Ангкора, он испытал сильное влияние архитектурных стилей индуистских храмов.


Храм Та Пром
Храм Та Пром был построен кхмерами в конце XII - начале XIII века. Его первоначальное название - Раджавихара. Храм находится примерно в одном километре к востоку от Ангкор-Тома. Его основал король Джаяварман VII - он задумывал храм как буддистский монастырь и университет.
Та Пром посвящён индуистскому богу Браме. Храм обнаружили в 20 веке при проведении работ по программе восстановления храмов Ангкора. Внешний вид храма производит огромное впечатление - стены и крыши зданий храма увенчаны вековыми деревьями, которые корнями вплетаются в камни. Когда храм начали расчищать от деревьев, стало ясно, что именно корни деревьев являются главным скрепляющим элементом, без которого храм едва ли сохранился бы до наших дней. После этого было принято решение оставить всё как есть, потому деревья украшают стены храма и поныне.
Байон
Вблизи от Ангкор-Вата и среди руин древнейшего города Ангкор-Тхом располагается второй по величине храм Камбоджи – Байон. Он возводился в середине XII века в эпоху правления короля Джаявармана VII и посвящен прославлению Будды.
Перед туристами предстает монументальный храм-гора будто созданный самой природой. То тут, то там возникают фантастические глыбы, похожие на каменные головы. Байон считают каменным чудом, поразительным видением для человеческого глаза.
Монументальные стены храма стерегут львы с устающими пастями, а сам храм состоит из трех уменьшающихся террас. В нижней террасе сохранились только столбы и потрясающие рельефы, изображающие не только повседневную жизнь простого человека, но и исторические персоналии. На стенах второй террасы изображены сцены из религиозно-мифологических источников.
Но самое главное в этом храме – его центральная башня, символизирующая центр мироздания или мировую гору. Изначально в центре башни располагалась фигура Будды, высота которой достигала 4, 75 метров. К сожалению, до наших дней дошли только её фрагменты. Вокруг башни находятся ещё 52 башни меньшего размера, каждая из которых увенчана четырьмя человеческими ликами, обращенные на четыре стороны света. Всего таких ликов – 208.
Таким образом, это причудливый, монументальный и отчасти фантастический храм является настоящим шедевром средневековой архитектуры Камбоджи и культурно-историческим наследием этой страны.
Храм Та Кео

Рекомендовать место
Храмы Сием Рип
Громадный храм-гора Та Кео должен был стать столицей Джаендранагари, но строительство так и не было завершено. Храм был основан в 975-ом году, во времена правления Джаявармана V, короля Кхмерской Империи. Судя по всему, строительство было прервано сразу после смерти Джаявармана V. Его приемники пытались возобновить работы, но по неизвестным причинам сделать это им не удалось.
Высота Та Кео составляет 44,5 метра. В древности к храму вела аллея, шествия по которой проводились во время праздников либо тожественных встреч гостей.
Храмом-горой Та Кео прозван неспроста. Дело в том, что он полностью сделан из песчаника. Первым уровнем храма является ограда, имеющая размеры 120 на 105 метров. Второй уровень занимает сплошная галерея, войти в которую не представляется возможным.
Храм Бапхуон
Рядом с главным храмом Ангкор-Тома Байоном располагается ещё один любопытный храм Бапхуон. Он представляет из себя центральную гопуру и две боковые галереи.
Внешний вид Бапхуона мало впечатляет по причине того, что сейчас здесь ведутся реставрационные работы. Но оказавшись внутри храма, вы ощутите всю древность этого места и насладитесь удивительными барельефами.
Храм Бапхуон был построен в 1060 году. Он выполнен в форме пятиступенчатой пирамиды. Как и большинство храмов Ангкор-Тома, при строительстве Бапхуона был использован песчаник. Этот материал не слишком долговечный, потому Бапхуон добрался до наших дней в печальном виде - его большая часть пребывает в полуразрушенном состоянии.
Монумент независимости

Самым выдающимся фактом своей современной истории камбоджийцы считают освобождение страны от французской колонизации. Символом обретенного суверенитета стал Монумент Независимости, открытый в Пномпене 9 декабря 1962 года. Точная копия этого памятника воссоздана в городе Сием Рип.
Автором сооружения стал прославленный камбоджийский архитектор Ванн Моливанн. Монумент выполнен как современная интерпретация традиционных кхмерских строений. Считается, что памятник построен по образцу Главной Башни Ангкора. Он выглядит как пятиярусная пагода со сквозными дверями-проходами, сложенная из камня терракотового цвета. Общая высота сооружения - 20 метров. Края каждого яруса украшены головами кобр – говорят, их здесь 100 штук. Теперь монумент олицетворяет не только избавление от протектората Франции, но и является символом вечной памяти и признательности всем погибшим в страшные годы гражданской войны.
Уникальный стиль, прекрасное исполнение сделали и сам Монумент Независимости в Пномпене, и его точную копию в Сием Рип весьма привлекательными туристическими объектами. Особенно хороши оба в вечернее время в лучах прожекторов. В дни национальных праздников монумент украшают красно-сине-белыми лентами, символизирующими камбоджийский флаг.
Пагода Сопхеак Монгкол
Пагода Сопхеак Монгкол находится на дороге, ведущей из Тайланда в камбоджийский храмовый комплекс Ангкор. В отличие от крупных храмов Камбоджи, пагода не велика, однако она является центром религиозной жизни в этом районе.
Это небольшое сооружение – центр паломничества местного населения. В ней хранятся почитаемые буддистские реликвии. Здесь можно увидеть буддийских монахов, приносящих дары богам, и крестьян, которые приходят помолиться и найти совет в решении вопросов. Обычно буддийский монах посещает в год три пагоды, поэтому перед пагодой Сопхеак Монгкол всегда выстраивается небольшая очередь камбоджийских монахов и туристов.
Плавучая деревня озера Тонлесап
Тонлесап (Tonl Sap) – самый большой водоём полуострова Индокитай площадью около 2700 квадратных километров в центральной части Камбоджи.
В этом озере необычно и удивительно всё. Но самым удивительным, конечно, являются люди, живущие на этом озере. Фразу «живут на озере Тонлсап» следует понимать буквально: люди живут в прямом смысле слова на воде.
Плавучие деревни довольно широко распространены в разных странах Юго-Восточной Азии, но только на Тонлесапе они достигают такого размаха и значительности. Жители Тонлесапа обитают не в простых понтонных хижинах, а настоящих плавучих посёлках. Не только дома и лавки «стоят» на воде, но и школы, спортплощадки, храмы и даже полицейский участки. Жители Тонлесапа с ранних лет и до старости передвигаются преимущественно по воде – на маленьких лодках и в больших плавучих домах, на которых часто имеются даже небольшие земельные участки, где выращивают овощи. После снижения воды многие выращивают рис на плодородной илистой почве окрестностей, но основную пищу людям, конечно, даёт вода – это и рыбы, и моллюски, и водные растения.
Храм Пном Бакхенг
Храм Пном Бакхенг находится в километре от Та Прома и полукилометре от ворот Ангкор-Тхома. Он был построен во времена правительства Яшовармана I - в конце девятого века. Ко времени завершения строительства в 907 году Пном Бакхенг стал главным храмом всей империи. Он отражал концепцию "храма-горы". Центральное святилище, составлявшее 8 метров в диаметре, было окружено 108 парсатами, символизирующими четыре лунных цикла по 27 дней в каждом.
Когда-то храм стоял в центре города, занимавшего площадь в 16 километров, но до нашего времени дошёл только храм в полуразрушенном состоянии. К нему ведёт широкая, хорошо утоптанная тропа, в начале которой погонщики слонов могут предложить вам свои услуги. Пеший путь займёт около 30 минут.
Храм Бенг Меалеа
В часе езды от Сием-Рипа располагается древний кхмерский храм Бенг Мелеа. Дату его основания относят ко временам правления короля Сурьявармана II. В переводе название храма означает "лотосовый пруд". Бенг Мелеа был длительное время заброшен, из-за чего его башни и галереи заросли корнями деревьев. Убрать их не представляется возможным, потому как возможно обрушение здания.
Интерьер храма Бенг Мелеа не может похвастаться изысканными барельефами и резьбой. Когда храм являлся действующим, его украшали красочные фрески. К сожалению, практически все они со временем были потеряны.
Храм Бенг Мелеа разрушен на 70%, и, пожалуй, главная его ценность - та непередаваемая атмосфера древности, в которую вы окунётесь, блуждая по его руинам.\
Королевский дворец Пименакас
Индуистский храм Пхимеанакас располагается на территории древней столицы Кхмерской Империи Ангкор-Тхоме. При этом Пхимеанакас был построен раньше на несколько десятилетий, во времена правления короля Раджендравармана II. Как говорит легенда, каждую ночь в Пхимеанакасе король совокуплялся с Нагой - змееподобным мифическим существом. Если бы король однажды отказался это делать, на королевство бы обрушились многочисленные бедствия.
Храм Пхимеанакас построен в соответствии с индуистскими традициями. Архитектура храма представляет собой три высокие пирамидальные террасы. Вершину храма в древние времена венчала башня, но до наших дней она не сохранилась (по неподтверждённой информации, причиной этого мог стать тот факт, что купол был сделан из золота).
Деревня изделий народного промысла Пхном Чун Чинг
Деревня изделий народного промысла в Пхном Чун Чинг была открыта в 2004 году. Здесь собраны сувениры, произведенные местными мастерами, имеется несколько кафе с традиционной камбоджийской кухней. Кроме того, здесь можно посмотреть выступления местных танцоров.
Вам всегда предложат миску традиционного супа, традиционную выпечку с кокосами и пальмовым сахаром.
Также не стоит забывать и об обеде – рис с карри, соленая рыба, овощи и немного фруктов – таков рацион здешних обитателей.
Местные сувениры так или иначе связаны с храмами Ангкора - это репродукции и скульптуры различных размеров, а также ювелирные изделия местных мастеров.
«Культурная деревня»
Культурная деревня представляет из себя большой комплекс для знакомства с культурой, историей и архитектурой Камбоджи, а также с образом жизни ее населения. Имеется музей восковых фигур со сценами из истории, а также миниатюры Королевского дворца в Пномпене, храма Пхсар Тхмей и горы и храма Удонга. Здесь воссозданы настоящие дома и пагоды.
Кроме того, здесь даются представления (традиционный танец и музыка). В музее восковых фигур вы увидите не только всемирно известных личностей, но и познакомитесь с историческим и религиозным наследием Камбоджи.
Национальный парк Реам
В получасе езды от провинциального камбоджийского городка Сиануквиль располагается Национальный парк Реам, который также известен под названием Национальный парк Пре Сианук (Preah Sihanouk National Park). Парк занимает свыше 200 квадратных километров земли, на его территории имеются мангровые леса, устье реки Прек Тук Сап, два острова, подводные рифы и несколько живописных пляжей.
Любители живой природы по достоинству оценят парк Реам. Здесь обитает несколько сотен видов экзотических птиц, редкие пресноводные дельфины, множество видов обезьян и прочих животных.
Среди туристов наибольшей популярностью пользуется лодочная прогулка по реке Прек Тук Сап. Путешествуя на лодке, вы сможете увидеть, как живут простые камбоджийские семьи, чьи домишки располагаются на сваях над рекой.
Храм Лолей

Храм Лолей был построен в 893 году, во времена правления Яшоварман I, короля Кхмерской империи. Храм был посвящён отцу Яшовармана I - королю Индраварману I. Главная особенность храма Лолей была в том, что он располагался на искусственном острове посреди барая Индрататака - рукотворного водохранилища (которое не сохранилось до наших дней). Площадь острова составляла приблизительно 80 на 90 метров.
Сегодня храм Лолей является монастырём. По этой причине многие архитектурные особенности здания были уничтожены - монахи не желали тратить время на исследования и собственноручно принялись за благоустройство. При этом было снесено всё, что монахам казалось "ненужным", включая террасы и мостовые.
На стенах храма Лолей можно увидеть рисунки, изображающие богов, монстров и змей.
Храм Пре Руп
Пре Руп является одним из самых значимых храмов-гор. Его название в переводе с кхмерского означает "Переворачивание тела". Название храма указывает на погребальные обряды кхмеров: пеплом усопшего очерчивали форму тела. Дату строительства Пре Рупа относят к 961 году, к годам правления Раджендвармана II.
Слова, составляющие название храма, происходят от предмета, напоминающего саркофаг, который на самом деле является пьедесталом быка Нандина. Храм украшает огромное количество мелких элементов и деталей архитектуры.
Терраса Сра Сранг
Сра Сранг - крупное камбоджийское водохранилище, чей возраст насчитывает больше тысячи лет. Когда-то давно водохранилище являлось частью буддистского комплекса, но главный храм не сохранился до наших дней.
Объём водохранилища приблизительно равен 350 * 700 м. Свой нынешний вид Сра Сранг приобрёл при короле Раджендравармане II - по его приказу был построен причал, а края водохранилища получили обрамление в виде песчаника.
Наибольший интерес с точки зрения архитектурной ценности представляет именно причал, состоящий из латеритовой террасы и павильона из дерева. От террасы к воде ведёт лестница, украшенная двумя каменными львами. В центре водохранилища можно увидеть каменные блоки, которые когда-то давно являлись искусственным островом.
Шоу "Апсара"
С древних времен женщины, исполнявшие главный кхмерский танец Апсара, возводились в ранг богинь и почитались всеми, в том числе и знатью. Апсара – не просто танец, это язык для посвященных. Сейчас, чтобы посмотреть на кхмерский танец богов достаточно посетить Ангкор в городе Сием Рип в Камбодже.
На барельефах многих храмов этого древнего города изображены полуобнаженные дамы в различных позах танца. Однако, с разгромом Ангкора для танцовщиц Апсара наступили темные времена, танец был утерян вплоть до XIX века. Быть танцовщицей в стране кхмеров - престижная работа, которой девушки обучаются в специальных институтах. Они постоянно совершенствуют свою пластику, растяжку и тело, чтобы оставаться безупречными.
Весь танец проходит под ударный аккомпанемент оркестра, собранного из национальных музыкальных инструментов. В Сием Рипе кхмерские танцы можно увидеть в ресторанах. Цель танца - служить приятным фоном к общему ужину и, к сожалению, нельзя полностью насладиться этим древним искусством.
Музей восковых фигур "Культурная деревня"
В "Культурной деревне" Камбоджи (Cambodia Cultural Village) находятся 11 уникальных деревень, рассказывающих о быте и культуре разных народов Камбоджи. Среди этих деревень заметно выделяется Музей восковых фигур, в котором можно узнать о важных исторических событиях и известных личностях Камбоджи, начиная с древних времен и заканчивая современностью. Известные лица Камбоджи разных веков представлены королями и королевами, генералами, послами, монахами, звездами кино, танцорами и другими личностями. Также в музее воспроизведены сцены исторических военных баталий. В музее собрано более тридцати восковых фигур.
Работает музей с 9 утра до 9 часов вечера. Музей располагается в 3-х километрах от центра города, и добраться сюда можно даже пешком.