Внутренний курс
USD 63,68 EUR 74,71

Грандиозный буддистский фестиваль Эсала Перахера на Шри Ланке.

10.07.2018


С 12 по 25 августа 2018 на Шри-Ланке будет проходить грандиозный буддистский фестиваль Эсала Перахера. Это самый главный праздник страны, проходящий в Канди.

Начинается Перахера утром после новолуния церемонией «кай» - выбором важнейшего лица процессии. Этот «капурала» находит дерево эсала и, нарядившись в белые одежды, распиливает ствол на 4 части. Из них вытесывает столбы, которые ставят в каждом из храмов, посвященных главным богам-покровителям Перахеры: Натхе (Будде в предстоящем новом рождении), Вишну, Паттин и Сканде.

С самого утра десятки тысяч паломников со всей страны стекаются в Канди, чтобы заранее занять места на тротуарах тех улиц, где будет проходить шествие. Им приходится находиться на жаре целый день – иначе можно оказаться в последних рядах и ничего не увидеть. Есть и сколоченные из досок трибуны, но места на них стоят несколько десятков долларов – совершенно недоступная для большинства ланкийцев сумма денег.

За пару часов до начала церемонии все платные места, как правило, заняты. С деревьев, украшенных разноцветными лампочками, свисают любопытные мальчишки. Из громкоговорителей транслируются молитвы, а где-то внутри храма монотонно читают монахи. По улицам проезжают поливальные машины, за ними следуют добровольцы со щетками, продолжая драить и так уже стерильный асфальт.

Когда на небе появляется луна, примерно в 9 часов вечера, со стороны храма доносится пушечный выстрел и начинается шествие. Открывает процессию карлик с факелом в руке. За ним на высоких ходулях проходят жонглеры, мастерски подбрасывая вверх горящие кокосовые орехи. Затем появляются знаменосцы со штандартами, изображающими благоприятных для верующих животных: слонов, львов и павлинов. Далее следуют представители касты «оли», не имеющие права носить верхнюю одежду. Их голые тела пестрят украшениями, на головах колышутся перья, а к ступням привязаны бубенцы.

Наконец выступают слоны – в расшитых золотыми нитками попонах, с серебряными наконечниках на клыках, увешанные разноцветными горящими лампочками. Первый несет на спине свиток из талипотовой пальмы, где перечислены все подвиги и победы кандийских правителей. На втором восседает главный махаут (начальник королевских сановников), держа в руках символ власти – серебряный багор. И только на третьем, самом большом, слоне под шелковым балдахином, в блестящем ларце покоится сам Зуб Будды.

Замыкают процессию музыканты, исполняющие «гаман хсвеси» - боевой марш сингалов, и главный староста храма Далада Малигава. Это внушительное шествие длится 4 часа. После его окончания все начинают танцевать и запускать в небо фейерверки. Кстати, ни одного пьяного во время Перахеры встретить невозможно. Буддисты вообще мало пьют, а в эти дни продажа спиртного строго запрещена практически во всей стране.

На следующий день проходит обряд «разрезания воды». На середину реки выплывают лодки, в которых восседают представители всех храмов. На поверхности воды очерчивается магический круг, глава храма Катарагамы священным мечом рассекает воду и погружает в нее кувшин. Считается, что эта вода обладает магической силой. До следующей Перахеры кувшин будет храниться в храме, а через год воду выльют обратно и нальют свежей.